22 мая 2016 г.

Музей-усадьба "Поленово"

Внезапно образовалась пара часов и вот, пожалуйста, у меня очередной длинный-длинный пост (хоть прям тэг такой вводи), где много-много слов и фоток. На этот раз про усадьбу художника Василия Дмитриевича Поленова. 

Экскурсия в Поленово - это вторая половина мартовской поездки, про первую, мелиховскую часть я рассказывала в начале мая.  И вот, если Мелихово определенно большее впечатление производит в мае, то в Поленове прекрасно именно зимой, ну или вот, как я была, ранней весной: сосны, каменные заборы и черепичные крыши на фоне снега и капели смотрятся волшебно и очень живописно. Тихо-тихо и очень похоже на Швейцарию, только лучше ))))



Художник Поленов увидел Оку впервые из окна вагона во время поездки в Крым, увидел и навсегда подпал под обаяние этого места, из этой поездки он писал жене: "Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…"



 В том же году Василий Дмитриевич находит небольшое имение в деревне Бёхово, и через три года выматывающих душу переговоров становится владельцем 80 десятин земли. После чего переходит ко второму этапу - выменивает пахотные земли у крестьянской общины на земли на песчаном холме над рекой (отдавая пашни в двойном размере). И только после этого обмена принимается за проектировку дома и парка.  
Архитектура была давнишней страстью художника, по этому поводу Репин писал: «Ведь он архитектор, да еще какой! Еще будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам... сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания…». В результате получилась невероятная, волшебная усадьба, сочетающая в себе разные западноевропейские стили и прекрасный главный дом с обстановкой, предвосхищающей нежно любимый мною модерн.

Чудесные сосновые аллеи в парке тоже спроектированы и посажены Поленовым. Вопреки тогдашней моде на березовые и липовые аллеи, Василий Дмитриевич выбрал родную северную сосну, решив, что на песчаном грунте сосна вырастет быстрее других пород. Позднее при входе добавились вязы, лиственницы и ели. Повторюсь, парк очень красивый и ухоженный, есть спуск к Оке и небольшой песчаный пляж. Говорят, летом там можно купаться. 






Помимо главного дома в усадьбе множество затейливых строений. Вот этот домик в романско-готическом стиле - Аббатство. "Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится». В поленовские времена в Аббатстве были кабинет художника, специальный стол на веранде для мозаичных работ, декорационный и костюмерный цеха и помещение для выступлений народного театра, которым руководили дочери. К сожалению, из-за небрежности рабочих, занятых на реставрации,здание Аббатства сильно пострадало во время пожара в 1958 году. И только через 20 лет облик художественной мастерской был восстановлено по фотографиям 1911 года, реставраторам приходилось рассматривать в лупу детали фотографий, чтобы правильно разместить на рабочем столе кисти, краски и прочие вещи.



А этот живописный фахверковый дом - лодочный сарай, прозванных Адмиралтейством. Поленов с детьми ходил на весельных лодках по Оке, самая большая лодка называлась загадочно и в честь жены - "Яилатан". Самые догадливые теперь знают имя жены художника ))).



Сейчас в Адмиралтействе показывают последнюю большую работу Поленова - диораму. Ее сюжет - кругосветное путешествие в картинках, сопровождается рассказом, написанным автором. Сегодня это кажется наивным, но и невероятно трогательным. Пожилой уже художник в голодный двадцатый год, рисует для крестьянских детей дивное приключение - путешествие от пристани в Тарусе в самые удивительные места земного шара. Картинки движутся, на них восходит солнце или загораются огни в домах и на борту парохода. Более 20 акварельных картин - и это не для выставки, не на заказ, а просто - для развлечения и увлечения соседских ребятишек. 

"Работа была огромная. Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира. С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!»".
Из воспоминаний дочери художник, Екатерины Поленовой-Сахаровой.

И вот несколько рисунков к диораме, взятых с сайта музея, просто для иллюстрации. Это Венеция и рождественская елка в Поленове. Слева - эффект дня, справа та же картинка, но с эффектом ночи :



Ну и наконец, главный дом. Совершенно необыкновенный, ассиметричный, выстроенный в двух уровнях. Все фасады разные. И ритм разновеликих разных форм окон, балконов и изломанных скатов крыш просто завораживает - смотрите: 

  

Во всех комнатах первого этажа – большие итальянские окна с черного цвета рамами, создающие впечатление пейзажа в багете. Между рамами проложен мох и вот это большое стекло и мох каким-то удивительным образом стирают грань между помещением и пейзажем за окном. Кажется, что не просто смотришь на картину, но и можешь "войти" в нее: 


До изначально был очень комфортабельным: проведены отопление и вода, на первом и втором этажах были ванны. Весь декор – роспись, мозаика, витражи – был непосредственно связан с теми вещами, которые предполагалось в нем разместить. Мебель в доме, отдельные детали интерьера: двери, дверные замки сделаны были по эскизам художника. Во всех парадных комнатах была традиция "поленовского букета" - дочери Василия Дмитриевича собирали сезонные композиции для каждого помещения - столовой, библиотеки и кабинета. Сегодня это все очень бережно сохраняется (вплоть до букетов!) и производит впечатление. В доме уютно, красиво и .... очень артистично. Смотрите сами:



Вот этот нотный шкаф и фонарь для кабинета сделаны по эскизам Поленова:






Вообще, экспозиция главного дома невероятно богатая, собиралась Поленовым благодаря доброй традиции, установившейся среди художников - обмениваться эскизами и набросками к своим работам. Так в интерьере есть работы Васнецова, Маковских, Левитана, Коровина и, конечно, самого Василия Дмитриевича. И чудесная коллекция сезонных фарфоровых тарелочек работы его сестры Елены. В доме много затейливых деталей и вещиц, которые хочется рассматривать. При этом музей очень компактный и экскурсия по нему совершенно неутомительная. В общем - очень рекомендую к посещению. 

Полезная информация. Как добраться: из Москвы можно добраться до музея на машине (по Симферопольскому шоссе (часа 2, 5 по указателям начала на "Заокский", потом на "Поленово"  (стоянка возле музея платная) или на электричке Москва-Тула до станции "Тарусская", далее автобусом или маршруткой (в торону Велегож или Ланьшино) до остановки "Село Страхово" и примерно 1 км пешком. Подробно про это рассказано на сайте музея.  Но еще, говорят, совершенно волшебно катером или туристическим паромом из Тарусы. Про это подробно можно почитать тут. Билеты: посещение музея только с экскурсией (организуются по расписанию), по территории можно гулять свободно и бесплатно. Билеты в здания на территории от 100 до 300 рублей. Музей открыт:  с 11 до 18 часов, выходные — понедельник, вторник. Парк музея открыт с июля по сентябрь с восьми до 22 часов, с октября по апрель — с девяти до 18 часов. Последний четверг каждого месяца — санитарный день.Летом по субботам и воскресеньям время открыто не всегда - надо звонить уточнять. 


13 комментариев:

  1. Ох, как там здорово. Ну почему я бестолочь безлошадная:( Ведь говорили мне - учись водить автомобиль... А я все мимо посылала... Вот села бы сейчас и поехала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты знаешь, мне кажется, туда вполне можно с автобусной экскурсией съездить. "Бубнеж" по дороге можно не слушать, время на прогулку в парке дадут, а по дому - все равно только с местным экскурсоводом.

      Удалить
  2. Как интересно! Словно и побывала там) Спасибо )

    ОтветитьУдалить
  3. Шикааааарно, Лапа!!!!
    Ты гениальный рассказчик!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да ладно ))) я просто хорошо реферирую материал ))0

      Удалить
  4. я и сама влюбилась в это место...природа необыкновенная.. наша...
    спасибо за прекрасные такие атмосферные фотографии и душевный рассказ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тебе бы там и живьем понравилось, там все как-ты любишь - много теплого дерева, близко к природе и очень атмосферно!

      Удалить
  5. Обязательно поеду! вот прямо скоро-скоро! Спасибо, Рит)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошей поездки и рада тебя слышать )))

      Удалить
  6. И правда очень настроенческая погода в это время. Замечательно как там... Давно мечтаю туда съездить. Но хочется самой, а не с экскурсией, мои же компаньоны всё никак не соберутся. Спасибо, Маргарита, за рассказ - так вдохновило, что, пожалуй, в одиночку туда соберусь (а то так и старость нагрянет, пока дождусь компании ;) ) Тем более, что мне нравятся работы сестры художника Елены Поленовой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ой, конечно же сестры! вот же я балда! )))) Там правда очень красиво и даже "с экскурсией" - совсем не портит впечатления!

      Удалить
  7. Ух, ты!!! Какая архитектура!!! А места и правда кажутся волшебными и очень русскими..))))
    Лапуль, спасиииибо!!! Прочитала-просмотрела с удовольствием! И сюда тоже очень хочу!!! Обожаю красивые вещи......

    ОтветитьУдалить