23 февр. 2016 г.

Московская оперетта: "Летучая мышь"



Хорошо быть девушкой в розово пальто,
Можно и не в розовом, но уже не то....

Оперетту я люблю, очень. Больше, конечно, классику: Штрауса, Легара, Кальмана. Особенно Кальмана. Но и "Свадьбу в Малиновке" и "Катрин" знаю, и "Пепитту-дьяболо" в подворотне насвистеть могу. Пока учились в институте мы эстетствовали, мы ходили в оперетту не на спектакль. а на "состав": "Летучую мышь" мы предпочитали исключительно с Варгузовой и Веденеевым, "Принцессу цирка" - с Жердер и Алимпиевым, а "Королеву чардаша" с Лилией Амарфий.  Мишле (да простят меня поклонники Виталия Валерьяновича) мы предпочитали Александра Маркелова, а Валентину Желудеву в роли мадам Каролины Марине Коледовой. К сожалению, некоторых звезд уже нет с нами, некоторые ушли непростительно молодыми.



Так вот, в той "старой" оперетте был шик и праздник. Помимо очевидных вокальных данных в артистах была порода, страсть и темперамент.  И, боже мой, как роскошно это выглядело - на сцене дамы в мехах, вуалях и "бриллиантах", мужчины во фраках, изящные декорации. Тогда а театр еще не ходил в джинсах и зрительницы, по большей части, переобувались в туфли.  Но как поется в дуэте Сильвы и Эдвина: "Все прошло, остались лишь воспоминания". Вчера я в этом убедилась.

И тут мы переходим от светлой лирики к фактам. Сегодня в театре оперетту играют только полмесяца, вторая половина отдана "на откуп" мюзиклам. В репертуаре довольно много новинок: "Джейн Эйр", "Цезарь и Клеопатра" и всякое такое. Впрочем, классику тоже дают - "Фиалка Монмарта", "Веселая вдова" и, конечно, "золотая тройка": "Летучая мышь", "Принцесса цирка" (теперь она называется "Мистер Икс") и "Сильва"
Первая неприятность: поскольку спектаклей довольно много, а половина месяца - это все-таки мало, то каждый спектакль играют 1 раз месяц. Исключение "Мышка" и "Мистер Икс" - их по два, но в один день, в выходной - днем и вечером. Поэтому билеты на приличные места надо брать заранее. Ну вот я, например, брала за два месяца. Не в партер, кстати. 

В целом сайт у "Московской оперетты" информативный и удобный. Билеты  (пришлют на е-мэйл) можно купить прямо на сайте, там же в день спектакля посмотреть актуальный состав исполнителей. Ну и всякое такое. Цены вменяемые (от 2000 ру за партер).Я, кстати, партер не люблю. Именно в Оперетте  я люблю первый ряд бельэтажа, места по центру - можно оценить и полетность звука и масштаб постановки.
Вторая неприятность: впрочем, с театром не связанная. У нас до сих пор есть люди, которые считают, что в театре, как в трамвае: "страшим надо уступать".  Прекрасная дама глубоко почтенного возраста с палочкой, дважды делала "подход" к нашим местам в первом ряду бельэтажа. Я понимаю, там, где она сидела видно хуже, но сесть на центральные места до начала спектакля с надеждой, что никто не придет, это слегка... самонадеянно. И когда я, крайне сожалея, что вообще это приходится делать, попросила места освободить, боже мой, какая волна недоумения на меня обрушилась. Молчаливая, надо сказать, но выразительная. Дама с компаньонкой поднялись и ушли. Преступление мое усугублялось тем, что билеты у меня были на три места, и два пустовали - барышни мои слегка подзадержались в дамской комнате. При первых звуках увертюры все та же дама "рванула" к двум все еще свободным местам. "Простите, пожалуйста, эти места заняты," - повторила я вполголоса. "А вы что вдвоем?" -  с возмущением вопросила дама, "перекрывая" Штрауса. "Я, представьте, ВТРОЕМ! (тройняшки мы, блядь, просто я писать ходил)". Тут ,слава богу, вернулись девочки, а я еще примерно все первое действие чувствовала себя сволочью, что место так и не уступила. 

Однако. Я же про театр. Он по-прежнему хорош (фотографии плохи, снято на зубочистку, а театр хорош). Бывший филиал Большого держится достойно: бархат, позолота, хрустальная люстра и расписной плафон с медальонами композиторов от Вагнера до Чайковского. Все, конечно, не блестит как котовьи яйца ремонт в "главном театре страны", но выглядит очень хорошо. Персонал (от капельдинерш до буфетчиц) скорее молодой и очень приветливый. Зал, предсказуемо, полон. Публика вежливая. По телефону не треплется, аплодирует и в буфет и гардероб не ломится.
Не то, чтобы неприятность, но.... "Мышку" слегка отредактировали, объединив второе и третье действие в одно, которое идет, причем, почти два часа.




Штраус, оркестр и декорации тоже по-прежнему хороши. Пела только молодежь, хорошая, даже голосистая. Но... совершенно бесфактурная какая-то. Нет, актрисы красивые, конечно, но это и все. Ни харизмы, ни темперамента. Князь Орловский - какой-то длинный дрищ на тонких ножках (ой, я посмотрела, он же еще и - Мистер Икс). И - это самый аристократичный персонаж в мировой оперетте, его ж покормить хочется, чтоб мундир на нем не висел для начала, а не в вальсе с ним кружится. И тут... а вот тут то, главное, почему праздника не получилось.


Неприятность самая главная. Костюмы! Расстреляйте, того, кто придумал перешить классические костюмы на эту вот... как бы это... похабень. Вы знаете, оперетта сам по себе жанр не слишком возвышенный и достаточно развлекательный. Не надо его дополнительно "снижать": это все -таки театр, не кружок самодеятельности при доме ветеранов движения "За озеленение столицы". Но вот ей-богу. Ну кому пришла в голову мысль перешить все классические модели вот из этого "веселенького" ситчика, а? Я подобрала костюмы из прежней редакции, 90х годов и нынешние. Фасоны, модели те же самые. Но ткани, но цвет, но детали! И эта немотивированная любовь к отделке косой бейкой. Ну посмотрите какая разница - там ирония, тут - насмешка. И если платье Розалинды из первого действия было просто "наивным", раскрывающим образ такой домашней "кошечки", то теперь перед нами "дымковская игрушка" с думочкой на жопе, спонсор нижней юбки - БиЛайн. И так - повсюду. Смотрим только на костюмы (возраст актеров и все такое не оцениваем)


Вот тут, кстати, хорошо видно, что вообще спектаклю "добавили красок", заменив декорации на более яркие:





Источники фото: http://anni-5.narod.ru/lm-1000.html, https://mosoperetta.ru/, http://ola-lev.livejournal.com/20754.html

Вот казалось бы, всего несколько нюансов, а  - все. Нет больше эстетики жанра. Роскоши и праздника больше нет. Развлекалово осталось, но теперь можно в джинсах и уггах и вместо шампанского дайте, что ли, пива с попкорном

В общем, если вы еще не были  в оперетте - сходите, не пожалеете. А вот если уже были, или даже, любили ее, то.... см эпиграф - "можно и не в розовом, но уже не то.... "

22 комментария:

  1. Знаешь, когда прочитала что идешь на оперетту, то прям позавидовала. Я сама ее очень люблю, Бабушке огромное спасибо! И возила она меня по "столицам", и водила по разным театрам, но именно оперетта покорила меня на всю жизнь. и я конечно расстроена тем что ты пишешь и показываешь.. Про солистов могу сказать одно (мое мнение): раньше все таки работали с душой, жили на сцене. именно не играли, а жили. А сейчас что в кино, что в театре..Единицы актеров, особенно из молодого поколения, на кого я пошла бы. Остальные играют на отвяжись, однотипно, без искры, бесталанно.. А здесь видимо по принципу: вокал хорош и ладно, а уж фактура и прочее.. "огонек"..не надо им этого. а про костюмы капец конечно, более прилично не могу сказать.. я просто подумала, что может ориентировано на весь зал, так сказать на балконы и дальние ряды? Что бы поярче было?..
    дааа... расстроила ты меня

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "на отвяжись" - это ты интеллигентно сказала. Но вот в той же оперетте играют мюзиклы, забыла как продюсерская компания называется, но это то, что осталось от "Иетро" и "Нотр-Дама" - ну вот там же молодежь "горит", с чувством, с драйвом... А тут, блин, почему нет? Ну как без фактуры можно... Я ж не радио слушать пришла... Про "поярче" - не знаю. Зал-то тот же самый, это сейчас еще четвертый ярус не продают, а раньше оттуда из-под люстры смотрели и ничего - все было видно ))). Я вот подумала ,что для объективности надо сходить на что-нибудь, что я до того в оперетте не видала, чтоб, так сказать, с "чистого листа"

      Удалить
  2. оо Рита ((( в театру теперь ходят в джинсах???

    а поют то молодые хорошо?

    про даму ...надо же ) я никогда с таким в театрах не сталкивалась )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в чем теперь в театру только не ходят (((( Поют и правда хорошо. Прием все. И даже и балет и хор - прекрасны. Ушам - не обидно. Обидно глазам ((((

      Удалить
  3. Эх, Рита, насмотрелись мы с Димкой на этих наглых дам. Они как коршуны следят за пустыми местами, потом ДО начала спектакля на них усаживаются и если (не дай бог!!!) приходят те, кто приобрел билеты,то устраивают мини=скандалы. Причем с выяснением:"А что это вы опаздываете! Я уже тут сижу." Не далее, как две недели назад в Малом наблюдали такой скандал с выяснением: "А это что ваши места что ли?". И все с таким пафосом... И потом, не моргнув глазом, идут на следующие места. Их и оттуда гонят и опять фонтан возмущения. Это еще в прошлом году началось. До того как-то интеллигентно извинялись и тихонечко уходили, а сейчас ...В КДС вообще толпы таких мадамОВ бродят. Как я понимаю, они проходят по контрамаркам, а потом пытаются пристроиться на САМЫЕ ЛУЧШИЕ МЕСТА.Я так дважды сгоняла.И с таким пафосным возмущением на меня смотрели. Фррр...
    Мы "Мышку" смотрели с Коржем. Нам очень понравилось. Там молодежь такая приятная была.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Молодежь приятная, тут вопросов нет ))) Надо сходить на что-нибудь, что я раньше там не видела. чтоб так сказать "без культурного фона"
      ---
      Мне самое главное, неловко было именно из-за палочки. Я-то знаю как тяжело по ступенькам вверх-вниз на негнущихся ногах ходить. И вот бабке-то взад-вперед по крутым ступенькам лазить пришлось от того только, что я на собственнокошелечно оплаченных местах посидеть собралась. Фу, второй день расстраиваюсь.

      Удалить
    2. Не надо расстраиваться, Рит. Дама знает, что делает.

      Удалить
    3. Рит, не расстраивайся, эта дама там почти на каждый спектакль ходит, у неё ноги натренированные :) Знаю я, про кого ты.

      Удалить
  4. Эх, к нам в далекие края только нюши и лолиты доезжают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну про Нюшу не знаю, а Лолита реально крутая. У нас в прошлом годе корпоратив был для внешних гостей по случаю юбилея в клубе одном, ну концерт, понятно, всякое такое. Кобзон с Жириновским дуэтом пели, Пахмутова им аккомпанировала - прекрасно было в общем. Так вот Пахмутовой как-то не западло было просто на сцену подняться из зала и поиграть "вживую" минуточек так 40, а приехала какая-то даже не помню кто, 40 человек балету привезла, потребовала гримёрку, чаю, чего-то там еще, спела какую-то песнюшку и удалилась - что это было, никто и не понял. Так вот, Лолита. Она вообще просто мимо проезжала, услышала по радио, заехала, без грима, в лосинах и свитере, с бутылкой тоника в руках. Поднялась на сцену, взяла микрофон и сказала: "Я вот без грима, мимо проезжала. Но у меня в машине есть кассета с минусовкой, так хочется спеть, я вам спою, можно?" И ТАК ОТОРВАЛА, там народ по стенам ходил от драйва. Это я к чему, будет возможность - сходи на Лолиту, она крутая!

      Удалить
  5. Рита, у меня недавно была возможность сравнить, и я тебе скажу, московская оперетта - это очень прилично, во всех смыслах. :) Не хочу никого обидеть, но питерский театр музкомедии - вот это просто жесть (и поверьте, это не московский снобизм). В либретто классической "Веселой вдовы" вклинились реплики про ЧМ по футболу, шутки сильно "ниже пояса" и жесты актеров, сыну было явно несколько раз неловко и мне вместе с ним. Исполнитель одной из ведущих ролей, из молодых артистов, выдал просто шикарного "петуха". Правда, оба солиста были хороши. Публика во время антракта перекусывала прямо в зале, и не конфетку украдкой разворачивала, а плотно так, бабулька недалеко от нас булочку ела с кефиром. :)
    Молодежи в зале было по пальцам посчитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. прелесть какая, Оль, булочка с кефиром. А тут я расстраиваюсь, что шампанского не дали )))) В следующий раз с собой возьму. В бутылке из-под кефира )))

      Удалить
    2. Шампанское там давали :), а вот кофемашины нормальной не было в буфете.

      Удалить
  6. Грустно, дЕвицы(((((
    Я вот так же грустила у нас на Щелкунчике. Но оно-то и понятно, война все-таки, и часть декораций сгорела, и артисты частично разъехались. Но до чего же мало народу было на сцене! Солисты есть, а кордебалета-очень мало.
    Вот теперь на масштабные спектакли типа Спартака идти как-то боязно. И очень жалко, что на Летучего голландца я так и не сходила.
    Зато! В наш Драмтеатр билеты сейчас можно купить только аж на середину апреля! Нет билетов))) раскупили)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. АРинушка, не грусти! Главное, что Щелкунчик есть!

      Удалить
    2. Я не грущу) просто посмотрела Бесогон Михалкова последний про очередь на выставку Серова и очередь на открытие Макдонадса, потом узнала, что билетов в Драму нет, а вечером и твой пост подоспел. Прямо каждое лыко в строку)
      Но на балет все-таки пойду в ближайшее время-дочки сильно хотят, они-то Щелкунчика только в таком варианте пока видели, поэтому им все нравится)

      Удалить
  7. Да уж, давно я на "Мышке" не была. Про костюмы я слышала, но что их вот так подчистили... Кстати, на юбку билайн не обижайся, она такая с момента постановки:) Тогда Билайна и в помине не было:)
    Поскольку ты привыкла к старым постановкам, то сразу скажу - "Марица" новая меня жутко расстроила на премьере. С тех пор даже и не собралась посмотреть, как они её обкатали. Там Марица в начале спектакля себя не как графиня ведёт, а как девка, простите за сравнение, на сеновале ночь проведя с Тасило...
    "Мистер Икс" тоже обновлённая версия. "Весёлую вдова" прошла обновление по принципу "Мышки".
    А вот 19-го была на генеральном прогоне "Баядеры". Понравилось. Там, кстати, Маркелов занят, так что можешь и на старую гвардию полюбоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нее... с момента постановки (а я пока пост писала на ютубу как раз тсраую постановку смотрела)была юбка пепельно-серая с пыльным желтым, а эти блин,незамутненные цвета прям как из брендбука ))))
      ----
      Посмотрела фотки "Мистера Икс" - точно не пойду. Про "Баядеру" подумаю, и еще вот думаю про "Вольный ветер". Но тенденция мне как-то не нравится (((

      Удалить
    2. "Вольный ветер" хороша в первом отделении и, как бы это помягче, слишком коньюнктурна во втором... Там по реалиям 37-го прошлись. С изяществом катка. И сам спектакль поставлен, как серия клипов по старым фильмам с музыкой Дунаевского.

      Удалить
  8. А я хожу в тиятры в джинсах. И очень не люблю наглых дам хоть с палочками, хоть без...
    Но вообще, энтузиазизма у меня мало. Мама - заядлая театралка. Приходится сопровождать. Первый год только, как я не работаю сопровождающим лицом, мама ослабла что-то, только по району ходит. Но предпочитаю концерты, лучше органные.
    Но кстати, яркость нарядов и декораций не только в оперетте присутствует, но и в операх тоже. В прошлом году ходили не помню куда не помню на что, но голоса были хорошие, а наряды аки стразовые картины сверкали))))

    ОтветитьУдалить
  9. Оооо, в оперетте не бывала со времен переезда из Ташкента... Там по счастливой случайности, сын хозяйки арендуемой нами квартиры работал в театре и мы гоняли на все спектакли!)) Время было тяжелое и наряды с декорациями конечно оставляли желать лучшего, но наслаждение слуха от этого не портилось))
    А в России-матушке что-то не привелось.... А жаль!
    Ритуль, согласна с джинсами, манерами и нарядами актеров... Тут просто аляповатость и безвкусица - обидно!

    Хорошо хоть слух наслаждался)) А то бы наверное пришлось встать и уйти...

    ОтветитьУдалить