25 окт. 2014 г.

Праздник, который всегда с тобой или за что я выбираю речные круизы. Часть 2.

Начало это длинной истории  здесь - там мы говорили о компаниях и маршрутах. А сейчас - самое вкусное: теплоходы, еда и анимация.

Теплоходы.  Почти все наши "лодки" - это немецкие и австрийские теплоходы 1970-1980 годов постройки. Все так или иначе модернизированные, улучшенные и отремонтированные. Трех- и четырехпалубные. Если честно, я больше люблю вторые - они величественнее, просторнее и вид с верхней палубы лучше. Но и народу больше ))) Трехдеки (дек - палуба) - тоже есть вполне милые, уютные и даже модные. В целом фотографии, которые вы увидите в портфолио теплохода на сайте перевозчика, реальны и при выборе на них вполне можно ориентироваться. Некоторые из теплоходов работают с иностранцами, и если там нет специальной русской группы (или целого тура), то в расписании на сайте перевозчика вы такой теплоход скорее всего не найдете.

Размещение. Выбирая каюту, смотрите на расположение баров и ресторанов с дискотекой - может быть шумно. Фраза "Там рядом "Читальный салон", - пусть вас тоже не расслабляет, скорее всего в салоне будет сконцентрирована анимация: спевки под баян, детские мероприятия и кино вечером. На всех прогулочных палубах - шлюпочной и средней - прямо под окнами кают (а другого места просто нет!) расставлены столики и стулья для отдыхающих, что очень мило. Но если, пожелающие присесть под ваше окно туристы окажутся говорливыми - эффект присутствия при разговоре вам обеспечен))) Впрочем, на теплоходе почти всегда найдется место посидеть в тишине с видом на природу.


Почти все теплоходы оборудованы кулерами с питьевой водой, но часто она не успевает нагреваться, так что на кипяток не рассчитывайте. Впрочем, у Мостурфлота на самых крутых кораблях "Княжне Виктории" и "Александре Грине" есть постоянно действующие кофе-станции - чай, кофе, горячая вода и печенюшки в свободном доступе. На других судах в каютах люкс и полулюкс бывают "подносы гостеприимства" - чайник, чашки и пакетики чая, об этом обычно написано в описании каюты. Впрочем, если вы уж такие водохлебы (как я)  - взять чайничек с собой не возбраняется. А еще утром до подъема на многих теплоходах предлагают "Утреннюю чашечку" - чай или кофе до завтрака, для тех, кто рано встает.  Из полезного - возьмите с собой тройник или небольшой удлинитель. Не во всех каютах может быть достаточно розеток, чтобы зарядить все ваши гаджеты.
Мой персональный ад - это окна. С закрытыми мне душно, а открытые над регулировать - теплоход движется, меняется скорость и ветер, то, что с вечера было хорошо, с утра может оказаться ледяным холодом. Я никогда, НИКОГДА не могу сама открыть или закрыть окно. В результате я или мерзну как эскимо или потею как пони-тяжеловоз. Иногда зову на помощь, всегда присылают любезных молодых людей, но все равно как-то неудобно ))) Но вообще - в каютах и помещениях теплохода обычно комфортно, даже в самых поздних осенних круизах на борту сильно утепляться не приходится.
Что еще? Есть гладильные комнаты - это бесплатно. Есть услуги прачечной - это платно, прайс лежит в каюте. Как правило, есть сувенирный киоск, но именно ,что сувенирный - то есть забытые мелочи типа шампуня-пасты купить не удастся. Но в каютах  (мне кажется, во всех) есть мыло-гель-шампунь, как в отеле. Туалетная бумага и освежители в туалете тоже, как правило, везде есть.  Почти на всех теплоходах есть платная сауна и кое-где - массажные салоны.

Посадка на рейс. Традиционно посадка начинается за 2 часа до рейса и заканчивается за 15 минут до отправления. Я люблю приехать именно пораньше: во-первых, можно  выбрать столик в ресторане (там, где этот выбор предоставляется), во-вторых, пришел, зарегистрировался без толпы, поставил вещи и всё! ты - в отпуске ))) И можно идти в бар (а он уже работает), брать кофе, потом на палубу, ноги на перила и вот она - нирвана )))
Из опыта: для тех, кто на машине, въезд для высадки пассажиров на территорию СРВ (Северного речного вокзала) бесплатный по предъявлению путевки. Машины встречающих пропускают на территорию за 15 минут до прибытия рейса. В прошлом году въезд был точно платный, рублей 100 что ли ,а в этом году и туда и обратно пропустили задаром. Не знаю, это норма или просто повезло. В любом случае, можно проехать прямо на причал к КПП. Года три назад в целях безопасности изуродовали причал, понатыкав этих уродищ - вагончики для досмотра. Мало того, что все неудобно - лента для багажа высоко, а с обратной стороны все вываливается просто на асфальт, подъем на досмотр по шаткой железной, скользкой лестнице, так еще и выглядит это ужасно - весь вид испортили. И толку от этого досмотра - чуть. Для интересующихся - пронос алкоголя на борт не запрещен )))).


Кстати, у Моструфлота организована доставка багажа на борт, прямо возле КПП организуется пост из команды теплохода,  на багаж привяжут бирки с номером каюты и затем доставят его прямо "в номера". При высадке так же  - на стойке рецепции отмечаете, что вам необходима помощь с багажом - его заберут и вынесут на причал. Удобно. Не надо лазить по трапам с громоздкими вещами.

Wi-Fi. Почти у всех теперь есть вай-фай. Как правило логин и пароль надо спросить на рецепции посте отправления. Как правило, он работает только в общественных местах - в барах и музыкально-читальных салонах. В этом октябре на "Булгакове" интернет был шустрый - я даже умудрилась слегка поработать и поруководить собственными сотрудниками. В этом какой-то особый кайф: сидишь себе с мартини в баре, рядом дядька на рояле пьяный блюз лабает, а ты дистанционно очень серьезно утверждаешь какую-нибудь рабочую шнягу.)))


Кто есть кто на теплоходе.
Капитан. Ну тут все понятно. Это человек, который отвечает буквально за все, но увидите вы его раза два-три за весь круиз: приветственный коктейль, капитанский ужин и экскурсия в рубку. А вот директор круиза - будет с вами всегда и везде. И то, насколько вам будет комфортно, удобно и весело в путешествии зависит от него: ему подчиняются все "гражданские" службы: рецепция, анимация, сервис и даже ресторан, хотя у ресторан есть собственный директор. Любые вопросы, которые у вас возникают на борту вы можете адресовать директору круиза, и в случае возникновения всяких неплановых ситуаций именно он будет заниматься переносом мероприятий, обеспечением транспорта и прочее-прочее.
Кстати, о безопасности. У того же Мостурфлота (он мне не приплачивает, честно, просто последние три года я ходила с ним) теперь даже на самых коротких рейсах в обязательном порядке проводится учебная тревога  - нужно надеть спас-жилет и построиться в коридоре - придет кто-нибудь главный и всех проверит и пересчитает. Надо сказать полезное занятие, я наконец научилась надевать спасжилет с первого раза и в короткий срок))) Ну потом все фотографируются и ржут, но все равно полезно.   


Еда. Как ни странно, но еда - одно из главных развлечений в круизе: вас по радио специально приглашают на завтрак, обед и ужин,  устраивают всякое тематическое развлекалово - русский, капитанский и прочие ужины. Как правило, на 4деках кормят туристов в двух ресторанах - на шлюпочной и главной, на трехдеках всех трамбуют в один ресторан, а на теплоходах проекта 92-016 (Феликс Дзержинский, Сергей Кучкин)  питание организовано в две смены - и это, конечно, самое неудобное, но и "лодок" этих осталось немного.  
Номер столика вам "выдадут" при регистрации. Общее правило - в первый день меню общее, а со второго дня заказное: два-три блюда на выбор, одно из них условно "диетически-вегетарианское". Почти везде завтрак - шведский стол: каша, яйца, овощи, сыр-колбаса, выпечка. В "Мостурфлоте" хлеб пекут на борту - ооочень вкусный.  Вообще надо сказать, в общей массе готовят очень прилично. У Водохода на круизе был уровень приличного пансионата, а еще я с ними делала кейтеринг (а еду для кейтеринга как раз на этих круизных теплоходах и готовят)  на мероприятиях - тоже достойно, то есть и банкетку готовить и сервировать они тоже умеют. Я знаю, что в навигации 2014 года несколько кораблей Водохода" полностью перешли на шведский стол, обеды, ужины, горячее, закуски - все там. Были недовольные очередями и тем, что все быстро остывало, но на качество не жаловались. У "Мостурфлота" с едой тоже все довольно прилично, вроде бы стандарт общего меню утверждается на всю навигацию,  а дальше все зависит от директора ресторана. Это, кстати, тоже очень важный человек, командует поварами, официантками, барменами.. И если у вас есть ограничения по питанию - скажите директору ресторана прямо сразу после отправления - из имеющихся блюд вам подберут что-нибудь подходящее. Во всяком случае голодных в круизах я тоже не встречала.

Анимация. В стандартный "анимационный набор" входят: спортинструктор, музыкант (аккордеонист), ди-джей, специалист по прикладному творчеству и кто-нибудь, кто займется детьми. А, ну и методист, человек, который будет читать вам путевую информацию. Эти славные люди будут развлекать вас весь рейс - устраивать викторины, спевки, делать поделки, заниматься зарядкой и играть в настольные и подвижные игры. Обязательно будет заключительный концерт туристической самодеятельности, вечерние дискотеки и всякое такое. Плюс к этому обычно бывают какие-нибудь гости - театральные или музыкальные коллективы или просто интересные люди. Вечером в каком-нибудь из салонов крутят кино на большом экране. То есть, если есть желание поразвлечься - можно найти себе занятие.
Еще почти каждый  теплоход имеет своё "лицо" - на "Есенине" будет вечер памяти поэта, на "Булгакове" помимо тематических спектаклей будут лекции о Москве, на "Образцове" - кукольные спектакли и так далее. 
Экскурсии. В программе обычно завялены обязательные экскурсии - они входят в стоимость и их обычно несколько в каждом городе - ну то есть самое главное вы все равно увидите, но с вариациями. Экскурсоводы все местные, обычно довольно приличные, по первому разу слушать любопытно. Еще на теплоходе вас покаютно припишут к какой-нибудь группе (№1, №2 ,№3 и т.д.), на причале вас будет ждать человек с флажком на котором этот самый номер и будет написан - очень удобно и никакой толкотни.  А дополнительные экскурсии - это что-нибудь не такое раскрученное, но за свой счет и при определенном количестве человек.Часто группа не собирается в нужном количестве, и тогда допы не состоятся. Иногда это обидно)).
Каютное радио. В каждой каюте есть радиоприемник, по которому с вами будет разговаривать методист - голос теплохода: он будет читать путевую информацию, рассказывать о распорядке дняи делать важные объявления. В промежутках эфир будет забиваться всякой музычкой в стиле "радио романтика".. На каких-то теплоходах это - трехпрограммник и информационные потоки разнесены - один канал вещает все подряд, второй только музыку и важные объявления, третий - только объявления. Это, конечно, самый удобный формат - а то выключишь вечно мурлыкающее радио - обязательно что-нить важное пропустишь.
Газета теплохода. Это второй и не менее важный источник информации на теплоходе. В газете есть все - расписание мероприятий на день, программа стоянок, контактные телефоны, путевая информация, погода и меню. Газету "на завтра" вам принесет в каюту стюард накануне вечером. Вот скан бортовой газеты из моего осеннего круиза это года, кривовато вышло, но все слова видно: 

 

Публика. Публика в круизах очень разная, в зависимости от сезона и маршрута. Круизы выходного дня еще называют - "пьяными рейсами" и рассказывают всякие ужасы. Я, как бы это сказать, и сама не чужда, поэтому не то, чтобы не одобряю, но на практике с какими-то уж совсем безобразиями не встречалась. Я, правда, не хожу на дискотеку - может там-то и есть самый разврат ))) Во всяком случае мне отдыхать никто не мешал - под окнами не орал, в драку не лез, в дверь не ломился. Но я - о публике. Так вот на КВД - народ помоложе, много больших компаний. На майских и осенних круизах, которые начинаются на рабоче неделе - больше пенсионеров, что логично. И на эти даты обычно бывают дополнительные скидки. А со второй половины мая и до конца летних каникул - дети. Много. С родителями или бабушками-дедушками. Есть молодежь.  И все-таки основной состав - это люди среднего возраста, как правило, пары. В общем, все как везде.  И очень много "рецидивистов"))) - людей, у которых за плечами по 5-10 круизов.

Стоимость. А вот это второй жирный минус наших речных круизов: соотношение цены и качества . Вот смотрите, место в обычной "двушке" на 7дневный круиз в майские праздники-2015 будет стоить 35 700 рублей (легко посчитать, что вся каюта обойдется в 71 200 рублей).  Это будет хороший теплоход премиум класса, но маленькая каюта с крошечным санузлом, хороший персонал, анимация с баяном и программа в 6 городах (Мышкин, Косторма, Городец, Ярославль, Углич, Калязин). То есть на самом деле все будет хорошо и даже отлично, и картинка у вас будет примерно такая:

(фото с официального сайта перевозчика)

Но! За чуть меньшие деньги ($1400, 57 400 руб по условно сегодняшнему курсу) можно купить двухместную каюту (целиком) с окном на круизном лайнере Холланд Америка, те же 7 дней и 7 городов (Афины-Нафплион-Миконос-Родос-Кушадасы-Волос-Стамбул) и картинка у вас будет вот такая:

(фото с официального сайта перевозчика)

Примерно понятно о чем я, да? Конечно, к $1400 будет еще прилагаться виза, билеты на самолет, а к 71 200 рублей в крайнем случае  - только такси до СРВ. Но многих из тех, кто попробовал Холланд Америку, как-то не очень лояльны  к Мостурфлоту. Вот поверьте мне, пожалуйста, речной и морской круиз - это совсем разные удовольствия и их нельзя сравнивать. Надеюсь, что я это все совсем не зря пишу и кто-нибудь обязательно отправиться на речной вокзал, сядет на большой белый теплоход и прокатится, например, до Углича с большим удовольствием. И, если вы все-таки на это решитесь вот вам еще пара советов из личного опыта:
  • покупать путевку лучше в офисе самого перевозчика (цены везде одинаковые, но в случае форс-мажора "информационный канал" до вас будет короче;
  • сейчас, до нового года есть скидки за раннее бронирование - порядка 10%;
  • после первого круиза у вас появится постоянная скидка - 5%, которая суммируется со всеми другими скидками;
  • плюс к постоянной скидке вы сможете получать информацию о всяких скидочных акциях (тот самый круиз на Валаам мне обошелся на 25% дешевле по такой акции);
  • и, как я уже говорила, на майские и осенние круизы, приходящиеся на рабочие дни бывают дополнительные скидки. 
  • перед насчалом круиза походите по форумам, там обычно тусуются все знающие люди и возможно, о проблемах с погодой или интересных гостях предстоящего круиза вас оповестят раньше перевозчика: форум Мостурфлота, форум Водохода, форум Инфофлота;
  • и еще три полезных блога: жж совладельца Инфофолота Александра Соснина и еще один не чуждый Инфофлоту человек - Михаил Архипов , жж PR-менеджера Мостурфлота Андрея Рассамахина

На этом теоретическая часть окончена, а я еще хочу рассказать вам о тех теплоходах, на которых была сама и о тех, о которых я кое-что слышала - это примерно еще на три поста. Выдержите?  

PS. Асенька, я расскажу о каютах и даже фотки покажу  следующих постах, хорошо? Саша, я в понедельник отсканирую все меню последнего круиза (4 дня) и выложу - ты сама оценишь "пропитаемость" своему младенцу, хорошо? И вообще. Если есть вопросы - спрашивайте, а то я мож чего забыла ))

15 комментариев:

  1. Захотелось на теплоход и в круиз :))
    Спасибо Рита!!
    Ооочень интересно!
    и следующие посты тоже с удовольствием почитаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если есть возможность - надо обязательно съездить, хотя бы один разочек и в самый коротенький - просто ,чтобы попробовать.

      Удалить
    2. следующим летом попробуем да :)
      В этом году дочка еще маловата :))
      Спасибо!

      Удалить
  2. Рита, большое спасибо! С огромным интересом прочитала! Для меня еще было интересно узнать и о бытовых мелочах. После предыдущего твоего поста, я разговаривала с мужем о таком отдыхе, он сказал, что, наверно, каюты маленькие, и это не очень комфортно. Сегодня дам ему прочитать твой обзор, мне очень захотелось в такой круиз:). И мне еще хотелось бы знать про экскурсии, они ведь пешие, не на автобусах? - я о более крупных городах, и длинные ли расстояния? С нетерпением жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюш, каюты очень разные. В массе своей да, небольшие. Но есть люксы и полулюксы. Я про "Булгакова" буду подробнее писать - покажу фотки.
      Про экскурсии. В маленьких городах типа Мышкина или Углича, конечно, только пешеходные - куда там ездить. А в Твери, например, автобусно-пешеходная. А из Гориц, например, в Кирилло-Белозерский или в Ферапонтов монастыри, тоже ,конечно, автобус (хотя ты там, небось и так была). По подмосковной Дубне народ пешком ходит, а кое-кто на такси быстренько всё объезжает - всегда есть варианты ))

      Удалить
  3. Рита, спасибо за экскурс!!! Очень полезно! Я никогда не путешествовала таким образом, меня вечно укачивает. Но вот морской криз меня очень заинтересовал. И как не странно предложение Холланд Америка, хи-хи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже в комментах к прошлому посту писала: ощущения, конечно ,у всех очень индивидуальные, но все большие теплоходы оборудованы стабилизатоарми качки - поэтому совсем не качает. На каналах и водохранилищах - точно, в больших озерах и на хорошей скорости качка может слегка ощущаться, но есть врач на теплоходе и вот прямо совсем укачавшихся как-то все-таки не было))) А про Холланд Аамерику и вообще про морские круизы очень рекомендую блог Эльжбеты Чегаровой ( по тэгу про круизы) - она пишет много, подробно с фото лайнеров и маршрутов, много практической информации и она может подсказать когда и где хорошие скидки. http://prosto-gost.livejournal.com/

      Удалить
  4. Спасибо! речной Круиз - это моя мечта, но что-то всё никак.

    ОтветитьУдалить
  5. Отличный экскурс! Очень познавательно! Действительно, круиз - это пока мечта, но все еще впереди :))

    ОтветитьУдалить
  6. Круто! Пиши еще. Мы должны знать все об этом виде отдыха. У нас должен быть шикарный выбор :)))

    ОтветитьУдалить
  7. О! Все важно и интересно. Мамочки, цены удивили. Все-таки у нас чудное ценообразование.
    Рит, все читаю, все на ус мотпю))) спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Здорово! Интересно описала, довольно подробно. Даже как будто слегка сама поучаствовала..))))
    "Плов Бухарский ПОСТНЫЙ" в меню повеселил!!))))) Мне, выросшей в Средней-то Азии))))))
    Цены да... Задумаешься... Но главное же ВСЕГДА желание!!!
    Остальные рассказы с удовольствием почитаю, Лапуль!!!

    ОтветитьУдалить