18 янв. 2013 г.

Очень длинный пост про интервью

Нина Роганова в ОСК наступила на больную мозоль, вот прямо так, с размаху. Нина завела разговор об интервью в челлендж-блогах, нужны ли они. И вот, в комментах выясняется, что 95% обсуждающих интервью не читают. Потому что "скушно, однотипно и надоело". А многие и в журналах интервью не читают, потому что экстраполируют свое отношение и на прессу. 
Я тоже интервью не читаю. Я их пишу. И вот прямо сейчас у меня  "в работе" потрясающий текст от девушки умной, тонкой, одаренной и так мне за нее обидно стало - вот из-за какой то халтуры люди не узнают о том, какая она, моя героиня, выдающаяся. Просто не прочтут. Поэтому вместо того, чтобы сдавать статью, дед-лайн которой был 18 дней назад (прости, Натуся), я сижу и пишу этот текст (но к вечеру материал сдам, бля буду).
Так вот, я считаю, что все эти анкеты и опросники для дизайнеров просто дискредитируют интервью как жанр. Если бы у нас было скраповое государство, я бы боролась за то, чтобы запретить их законодательно. Как класс. И вот почему.

1. Интервью - это, в первую очередь публицистический жанр. И у него есть своя структура и законы. Посмотрите определение в словаре: "Интервью - это беседа одного или нескольких лиц в ходе которой один из участников задает вопросы ,а другие - отвечают". Беседа, понимаете? А не список вопросов, не связанных между собой. Вопросы должны вытекать из ответов, одна сюжетная линия должна быть логичным продолжением другой.  Как сделать это практически, если нет возможности поговорить вживую? Задавайте вопросы блоками, как бы "исследуя" тем с разных сторон. Тогда при публикации  у вас будет возможность вставить какой-то поддерживающий вопрос в ответ и получится диалог.

2. Не все вопросы, которые задает интервьюер, входят в публикацию. Оформляя текст интервью к публикации идите от ответов, возможно какие-то вопросы придется убрать, соединив два или три ответа по смыслу. Какие-то переформулировать, какой-то длинный ответ разбить "наводящим вопросом". Сделать "гладкий" текст - это кропотливая работа.

3. Интервью не строится на прямых и закрытых вопросах. Самая большая ошибка интервью (и это еще одно отличие от опросника), это примерно такой вопрос:  А я вот прочитала (услышала, увидела) что для того, чтобы ваши рамочки были аутентично состарены, вы их вывешивает за окно на неделю, это правда?" Ответ: "Да". Все, конец разговора.  А ведь можно было спросить как пришла эта идея в голову, что делать если на улице штиль и рамочка ваще не старится, и не жалуются ли соседи. Главное, сформулировать вопрос так ,чтобы собеседнику было что отвечать.

4. И поскольку это беседа, в интервью должно быть два равноправных собеседника. ТО есть автор в интервью тоже должен быть заметен. Со своей реакцией, оценкой. Наверное те, кто постарше, помнят великого Урмаса Отта - интервьюера от бога. Умный, тонкий, ироничный, обаятельный. Во многом особенность его интервью определялась именно личностью самого Отта. У автора для самовыражения есть много возможностей - подводки к тексту, построение вопросов, лирические отступления. Только не увлекайтесь, это все-таки не интервью с самим собой. И, кстати, сейчас в России издается журнал "Интервью":  там интервью у звезды берет другая звезда - вот где живые и равноправные диалоги. Хотите делать хорошее интервью - почитайте пару номеров как учебник: обратите внимание на вопросы, структуру, сюжет.

5. Да, вы удивитесь, но у интервью есть сюжет. А так же завязка,  кульминация и развязка. Про подводки я уже сказала (это введение перед текстом, где можно дать биографическую справку или  выразить свое отношение к персоне). В печатном тексте есть еще так называемый "лид" - это одно-два предложения под заголовком, определяющие основную интригу статьи. Туда нужно поставить что-то такое, что удивило именно вас, стало открытием в этой персоне - тогда читатель заинтересуется и пойдет читать дальше.

6. А для того, чтобы был и сюжет и беседа персона должна быть интересна автору. Почему интервью Марины-pinnkin всегда интересно читать? Потому что Марине действительно интересно то, что она спрашивает. Она готовится к интервью, собирает материал о персоне и задает вопросы, специально придуманные для этого конкретного человека. Не типовые,   а персональные. 

7. Оля-Pastila в том же обсуждении написала : "У меня есть файлик, в котором давно собраны ответы на все вопросы, которые обычно задают в таких интервью. Так что просто копирую нужный мне ответ..." Вот нет большего позора для интервьюера, чем такой ответ. Я такой позор однажды пережила. Сделала выводы. Конечно, для журнала (поскольку не все наши читатели  - пользователи интернета) нам приходится проговаривать какие-то темы повторно, но это никогда не бывают вопросы и ответы в той самой формулировке, в которой они уже были опубликованы.

Конечно, и опросник - отличный инструмент для формирования паблисити. Но ведь и к его публикации можно подойти не формально, а творчески. Например, составить из ответов таблицу, блог-схему, диаграмму или использовать какую-то другую инфографику. Можно составить "сводный портрет нашей новой ДК", используя ответы дизайнеров и в конце предложить угадать - кому из дизайнеров конкретно принадлежат те или иные портретные черты. Можно провести "круглый стол" по проблеме или виртуальное чаепитие... есть тысячи идей и их использование зависит лишь от цели, которую использует администрация челленджа - информирование, стимулирование интерактивности,  повышение узнаваемости персоны в частности или блога в целом. К сожалению, нынешние опросники ни одну из этих задач не решаю, а лишь "забивают эфир". Впрочем, может быть это и есть задача?

И еще пару слов о представлении ПД в блогах. "Привет, меня зовут Глаша..." - это прекрасная форма. Да. Но не в стопитцотый раз. И не все это могут о себе написать. Почему не использовать систему "перекрестных мнений" и не попросить рассказать о ПД кого-то другого? Подружку по блогу или по жизни, постоянного читателя, да даже сам админ может написать пару предложений, полистав блог приглашенного. Конечно, и это и инфографика требует немного больше времени на подготовку. Да что уж там, прямо серьезно больше времени - но мы же тратим его на комменты, выбор ТОПа, рисование баннеров, наконец, считая это лицом нашего челенджа...

Я редко высказываюсь публично. Но тут уж очень наболело. Извините. 

42 комментария:

  1. Риточка!Я повторюсь, так как ответила тебе уже в ОСК,это не ТВОЯ мозоль! Ты - мастер интервью! Ты проживаешь всю беседу. Твои беседы я читаю ВСЕГДА и даже зачитываю вслух для семьи особо понравившиеся моменты и повороты!
    Взять качественное, интересное интервью - это работа, я вижу, как мой муж готовится к интервью. Читает о человеке, читает, что уже было написано о нем,читает книги, если нашел, что это любимые книги (песни, фильмы, стихи)того с кем предстоит беседа! Эта работа!Это талант!
    Потому я и выбрала эту тему из предложенных тем, что согласна ПОЛНОСТЬЮ с тем, что ты выше написала!
    И,вообще, я думаю КАЖДЫЙ скрапер мечтает, чтоб у него взяла интервью Рита Андреева. Вот!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. не, ну это ж я не для того, чтоб похвалили. У меня тоже бывают и проходные вещи и представления ПД формальные. Просто это реально проблема и большая. Я считаю все эти опросники - не от неумения, а от нежелания. Ну типа как-то написали спустя рукава - и ладно! не хуже, чем у всех. Ну это же ужасно... А за тему спасибо - я вчера до полночи не спала - се обновляла и обновляла - за комментами следила.

      Удалить
    2. Рита, вот в журнале я всегда читаю интервью. Твои интервью ну очень интересные, и я их обожаю читать! В ОСК я тоже всегда читаю интервью особенно мне понравились с Наташей и Настей.
      И поддержу Нину, что каждый скрапер мечтает, чтоб у него взяла интервью Рита Андреева. Я вот мечтаю... честно! :)

      Удалить
  2. я читаю интервью.. пусть не все подряд, но читаю.. мне интересно, кто и что говорит.. стать пч - это не моя цель, но посмотреть на человека и прочитать его мысли.. почему бы и нет.... статья в оск оставила неприятный осадок, поэтому пробежав глазами комменты, закрыла кладку с неприятным чувством...
    так что сдавай статью, я обязательно прочитаю )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну тема такая, да... сложная... Обязательно сдам тест , спасибо за поддержку )))

      Удалить
  3. Все за что мы беремся должно идти из сердца, а не от отмахивающейся руки. А в скрап-мире отмахиваются и те кто задает вопросы, и те кто на них отвечает. Почему скрап-работы делаются с душой, а интервью "чтобы было"? И откуда берется после этого удивление того,что зачастую интервью не читают? Миром правят эмоции. Вот и интервью, построенные на том,что цепляет самого автора, были и будут читаемы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. по сути согласна, но вот какая штука: ведь чтобы узнать, что интервью построено не том ,что цепляет автора, надо в это интервью заглянуть. А многие, завидев, слово "интервью" пропускают, думая, что это снова опросник.

      Удалить
    2. так ведь многие и книг не читают, не деля их на понравившиеся и нет...просто не читают и все. А интересное или нет интервью понимаешь пробежав глазами всего по одному-двум вопросам. Или верней я для себя такую планку отбора установила.Хотя может и это неправильно, а правильно было бы добавлять в комментарии, что интервью не понравилось. Конечно негативные отзывы обижают, но возможно они были бы стимулом к исправлению на будущее

      Удалить
    3. не читают книг, да. Но пока я не работаю в книжной индустрии меня это не слишком расстраивает. А в этом случае меня расстраивает потеря потенциального читателя не потому что я плохо работаю, а потому что само понятие дискредитировано. А про негативные комментарии... Вот если бы их воспринимали как конструктивную критику тог да... была бы польза. Вот бы блог такой завести - вроде скрапокритики, но разбирать не работы, а тексты - статьи, интервью, МК... такой мини-курс блогожурналистики для тех, кто хочет научиться.

      Удалить
    4. речь, разумеется не о личных блогах ))))

      Удалить
    5. Попала в ваш блог из ОСК и решила остаться)
      Рит, как раз в личных блогах можно найти очень много интересного. Иногда девочки такие посты пишут! А вот челленджи - эт да) Учиться, учиться и еще раз учиться, инфокритика (ну или как там ее обозвать) не помешала бы очень многим ЧБ. В отношении не только интервью, но и подачи каждого поста, будь то задание или еще что-то. Вот только вряд ли кто из авторов согласится на такое. Даже в самом слабом челлендже критика воспринимается в штыки, а уж что говорить, если изветных критиковать начнут. Хотя... может кто-то наоборот воспримет это адекватно и захочет, чтоб покритиковали. Чтобы повысить свой уровень, стать лучше

      Удалить
    6. Мне минут пять назад пришло на ум слово-хартия... Вот бы такой блог из мыслящих людей(с разнонаправленными специалистами и просто с талантливыми людьми)разработал бы общую хартию для всех (ну почти)) ЧБ (в т.ч. определённый баннер)...и блоги на главной странице в своё согласие с этим док-том вывешивали бы его наравне со всеми своими баннерами.
      Надо учиться, и не стесняться учиться, не только отмечая своё присутствие в ДК ... Многим девочкам пора уже это понять.

      Удалить
    7. "не только отмечая своё присутствие в ДК" - да-да, Наташ! Вот только... немного собственных наблюдений: часто девочки, которые попадают в ДК, пусть даже челленджа с двумя сотнями читателей, тут же заболевают звездной болезнью, как будто баннер дизайнера резко повышает уровень мастерства и работ. Повышается уровень амбиций. Не хочу никого обидеть, но видела много таких примеров. И надеяться, что кто-то что-то поймет, по-моему бесполезно

      Удалить
    8. Вот поэтому нужен какой-то независимый (ни от кого) блог-форум , где каждый смог бы высказать своё мнение не думая о том , что на него сразу же накинется целая стая разгневанных "дизайнеров" , когда чуть отступишь от "принятого" этикета комментариев в блогах .
      Я так несколько раз наткнулась , меня объявили чуть ли не хулиганкой )) а то что я в свой адрес получила кучу негатива и оскорблений , никто этого почти не заметил ....

      Удалить
    9. вряд ли возможно создание такого блога "скапкритика для журналиста". Ведь тогда бы понадобилось согласие не только автора, но интервьюера. А вот, например Вам, написать статью "курс начинающего журналиста скрапера" было бы здорово. И разложить по полочкам с чего начать, как продолжить и чем закончить, чтобы приковать внимание читателя(примерно так, как в Вашем посте), но только не на эмоциях крика души о том,что интервью это не так просто как может показаться. Ведь с дискредитацией интервью можно бороться только через обучение этому жанру

      И по моему убеждению если не читают интервью- это камень в огород автора, а если не читают опросник- камень в огород респондента.

      Удалить
    10. Даже мою мысль и просьбу уже высказали. И мы бы (ОСК) с удовольствием опубликовали серию обучающих/разъясняющих статей по публикации статей, интервью и заданий. При этом я прекрасно помню замечательную статью на сайте журнала Скрап-Инфо http://scrap-info.ru/myarticles/article_storyid_508.html. Неоднократно к ней возвращаюсь, некоторые правила просто взяла на вооружения.
      Нет здесь никакой "кукушки" и похвалы. Я - за учебу, я - за поднятие общего уровня скрап-аудитории. Cобственно, "Ваше мнение" появилось поэтому. Я пытаюсь поднимать и свой уровень. Мне интересны наши беседы.
      И ты сейчас открыла мне другие грани проблемы. Осветила их глубже, обобщила. Очень интересно, очень!

      Удалить
    11. И я, пока просчитала комментарии, стала мечтать о таком ликбезе. 2 года назад я пробовала сотрудничать с одной района онной газетой. Мне дали задание взять интервью у одной из жительниц, занимавшейся вышивкой бисером и много еще чем. Пока мы общались с главным редактором, он сказал, что не нужно писать и расспрашивать ее о творчестве, а постараться найти и описать ее талант в другой области. Например, Механик пишешь музыку иди балерина, увлек заячья автогонками.

      Удалить
    12. С телефона в машине писала - ну все слова позаменял!!!
      В общем хотела написать о том, что привлекают материалы, построенные по принципу контрадикторности (противоположности) - механик пишет музыку, балерина увлекается автогонками.

      Удалить
  4. Рит, хоть я и не поняла половину слов из вышесказанного(например что такое ПД?), но смысловую суть (гы-гы) уловила :) Мое совсем не скраповое мнение, что проще всего отсутствие желания (или просто лень) замаскировать неумением :) А вот истинное неумение при непреодолимом желании "казаться, а не быть" как раз и выливается в типовых "проектах" (не важно что это: опросник, работа или вообще манера одеваться) почему я прочту интервью? Либо я уже что-то знаю о человеке и хочу "углУбить знания", либо мне нравится стиль написания интерьюера, и тогда ты :) меня уже заинтересовываешь персоной интервьюируемого

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ПД - это приглашенный дизайнер, не постоянный член команды а тот, кого пригласили на раз-другой. Про типовые проекты - согласна.

      Удалить
  5. О, да...мне всегда очень тяжело написать что-то о себе((((Ну когда там в ПД выбирают или в ДК. О СЕБЕ я уже два года пишу в блоге...пишу часто и много)))Как все это уместить в пару предложений? Что выбрать главное???
    Я всегда читаю интервью в журналах Скрап-Инфо,потому что там создается ощущение,что вы ан чай все вместе пошли и ты подслушиваешь))))
    В блогах читаю не так часто. Честно...я смотрю работы и если мне понравились-читаю о человеке. Как-то так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вооот. Я тоже каждый раз в двух предложениях о себе стараюсь уж что-нибудь такое сказать, чего до этого не говорила. Не просто это. Впрочем, если бы мне прошлось делать это столько раз сколько Оле, я бы тоже, небось, копипастила.
      ---
      А вот за "пошли на чай и подслушиваешь" - спасибо. Именно это я и ставлю своей задачей: создать ощущение присутствия при разговоре.

      Удалить
    2. У вас это здорово получается. Вот прям как действительно сидишь за соседним столиком и подслушиваешь))Потому что, если бы я сидела за одним,то обязательно бы потрещала тоже))))))

      Удалить
  6. Рита, я интервью читаю много и все. Твои - с удовольствием и по нескольку раз. Чужие - как придется. Но читаю все. Даже, просмотрев тысячу работ мастера, можно так и не узнать о нем что-то очень важное для себя самого. А хорошее интервью сразу расставляет все точки над всеми буквами. Спасибо тебе за такой тяжелый труд. Аффтар, пеши исчо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. непременно что-нибудь напишу, а как же!

      Удалить
  7. Вот кстати да, скрап интервью похожи просто на список вопросов. Надо брать интервью в скайпе! Вот вам и живое общение :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. и по скайпу и по аське гораздо дольше оп времени на самом деле, и не всем это удобно, к сожалению.

      Удалить
    2. Скайп и уж тем более аська все-таки не заменят живого общения никогда =)

      Удалить
  8. Рита, я как всегда - в танке!
    Не в курсе о наболевшем, но прочта тебя с большим удовольствием.
    Почему?
    Первое - ты очень интересно все написала!
    Второе - я думала, что не люблю читать "интервью", а сегодня узнала, что не люблю читать опросники. А вот интервью то как раз люблю!!! И еще как!!!
    Третье - я вот человек от природы безграмотный. Вот правда, правда. Очень этого стесняюсь.... Именно поэтому всегда в голове поговорка "помолчи, за умного сойдешь"! Поэтому пишу про себя очень мало и редко.
    Так, чего это я про себя то? Я же про тебя хотела!

    Ты БОЛЬШАЯ молодец!!! Я читаю и буду читать тебя с большим удовольствием))))
    С твоей статьей согласна на 100%!!!
    Очень рада, что мы с тобой знакомы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анечка, я тоже рада,что мы знакомы )))

      Удалить
  9. Вот, Рита, наконец-то я поняла, что мне "давило в туфлях":))) Интервью и опросниК!!!! Это же разные вещи!Вот почему твои интервью в СкрапИнфо я читаю много раз, да и посты тоже. Потому что интересно и нетривиально, потому что профессионально, потому что грамотно. А то читаешь, бывало, опросник, и ловишь себя на мысли, что это о ком-то уже где-то прочел, и не один раз.
    Черт, не хочется разводить грязевозилово, пойду назад в ОСК и добавлю еще пару слов.
    А вообще это был камень совсем не в твой огород, поверь! Вернусь к началу, но у меня с самого начала было чувство, что "туфли жмут"....Молодец, что все разложила по полочкам, а то я бы так еще два дня бы ходила, мучилась:))))

    ОтветитьУдалить
  10. Рита, поддержу девочек, твои интервью читаю всегда с большим удовольствием. И понравилось сравнение про чашку чая, очень точно подмечено ) И, кстати, отвечать на твои вопросы мне было тоже интересно )))

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, что вы так подробно написали! Сразу университетская программа вспомнилась =)
    Сейчас, чмтала комментарии, и подумала, что интервью в блогах больше похожи не на опросники, а на интервьюирование в социологических опросах. Т.к. подход там точно такой же, интервьюеру нужно опросить человека, и он просто делает свою работу, задавая типичные вопросы, заранее приготовленные. Ему не важен результат вопроса, а важно выполнение самой сути -получение ответов на вопрос...
    Возможно как-то путанно получилось... Просто для меня это отношение безразличия к Человеку было больной темой несколько лет назад и поэтому я ушла из социологии, и только сегодня поняла, что в скраповых интервью зачастую пришли к точно такому же безразличию...
    Извиняюсь, что так много написала, просто ваш пост заставил задуматься даже больше, чем Нинин, наверное, потому что вы копнули глубже и с другой стороны...

    ОтветитьУдалить
  12. Очень круто написано! Надеюсь станет пособием для горе-интервьюеров) я уже говорила, что мой папа читает все твои статьи и интервью в скрап-журналах? Он человек от бумажек далекий, а все равно интересно! Это о многом говорит!

    ОтветитьУдалить
  13. Ритусь, я люблю каждую твою буковку, ещё с твоего ЖЖ. С удовольствием читаю ВСЁ, что идёт от тебя. Пиши побольше! По теме : многие "интервью" в нашей скрап-стране ужасают меня даже не тем, что это "опросники", а тем, что по сути они детские анкеты. Помнишь в школе писали в тетрадочках, лет в 13. Иногда прям ждёшь : а каких мальчиков ты предпочитаешь? (какую фирму производителя бумаги любишь?) Конечно отвечающий, начинает судорожно вспоминать бренды, а потом пытается подсмотреть по популярным интернет-магазинам, что сейчас-то в моде. Как можно ответить искренне на вымученный вопрос? Культура общения (тут бы ругануться, но мы в приличном обществе). Но это пол беды, страшнее, когда читая тект понимаешь, что он не нужен ни написавщему его , ни отвечающему, ни читающему. Что я , как читающий почти все интервью в известных челендж-блогах (то, что не коментирую ,не значит ,что не видела)хочу получить от них помимо искренности. Я хочу узнать новое, ни где не читанное! Хочу понять, что значит скрап для интервируемого. Как он воспринимает себя в мире Бумаги, для чего он пришёл сюда и на сколько он готов дарить радость красоты. И по большому счёту не важно в каких словах он это расскажет, важно чтобы до меня это было донесенно. Мне не важно ,что там на боковой панели блога стоит, мне важно чтобы увидев работы, я захотела в два часа ночи открыть его блог и полюбоваться ими снова. К этому должно вести любое интервью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о, я тоже эти детские анкеты вспомнила!!!

      Удалить
  14. Рита! Спасибо!
    Вот это да! Каждое слово в точку!

    ОтветитьУдалить
  15. Девочки, спасибо за обсуждение и за ваши идеи. Я постараюсь из них что-нибудь реализовать.

    ОтветитьУдалить
  16. С интересом прочитала все, так как профессия все-таки обязывает разбираться в публицистических жанрах =)
    Все-таки надо разделять опросник и интервью - совершенно разные вещи. А уж по поводу интервью то, что я прочитала... Ну, у меня только одна реакция: тут говорятся простейшие вещи - неужели бывает по-другому?
    Нет, я понимаю, когда в журналистской среде публикуются неудачные интервью, журналистика - ремесло, и многие к своей работе подходят именно с таким отношением. Но тут же вроде все "болеют" одной идеей, все люди творческие, так почему же тут такие проблемы возникают?

    ОтветитьУдалить
  17. Рита)) мне есть чему поучиться)
    А вообще - хоть ты и сказала, что книги - это другое, но я все же не вполне соглашусь. На самом деле многие в принципе не читают, считают это лишней тратой времени, и соответственно не читают ничего - ни книги, ни журналы, ни интервью...
    А интервью я всегда читаю и смотрю, много где)) И опросники бывают вполне себе милые и остроумные. Я думаю, что "скушно, однообразно" еще во многом из-за того, что многие не готовы выйти за рамки этих самых стандартных фраз о себе, особенно в интернете. Но это уже скорее не про интервью, а много шире)

    ОтветитьУдалить
  18. Рит, привет! а я о своём-не-не болевшем)))о крафт-пакетиках...они ждут и я жду...мечтаю и верю, что УВИЖУСЬ и поболтаю с тобой!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    и по теме:интервью всегда читаю-люблю очень!!!это ведь как анкета-помнишь, у нас у всех девчонок были свои)))
    Кстати, а вот если придумать скрап-анкеты,а?!Каждый ответ-своё оформление?!!!

    Цём)))

    ОтветитьУдалить